Если поискать статьи об этапах разработки приложения, окажется, информация везде будет немного различаться. Это связано с тем, что порядок работы у разных команд выстроен по-своему. В Q-Digital за 8 лет работы тоже сложился свой, индивидуальный процесс создания мобильных приложений. Он позволяет нам создавать качественные функциональные сервисы, которые отвечают всем требованиям заказчика. Сегодня мы поделимся своими секретами и расскажем, из чего строится работа над проектом.
SDLC — структурированный подход к разработке
Прежде чем приступать к любой работе, нужно иметь представление о том, с чего начать, какие действия выполнять, каким будет результат. То есть процесс должен состоять из последовательных этапов. Возьмем производство фильмов: студия Марвел не будет нанимать актеров и выставлять декорации, пока нет сценария. Создания сценария — это первый этап, за которым логично следуют другие.
В разработке программ есть методология, которая включает конкретные этапы. Она называется System/Software Development Life Cycle (SDLC), то есть жизненный цикл разработки ПО. Эта методология систематизирует все этапы создания приложения от идеи до запуска и обслуживания. Получается предсказуемый процесс, которым легко управлять.
Основные этапы разработки приложения по SDLC:
- анализ
- планирование
- проектирование и дизайн
- реализация
- тестирование
- внедрение или релиз
- поддержка
SDLC — универсальная методология, которая подходит для любых программ. По ней также можно структурировать этапы разработки веб-приложения, сайта, коробочного решения.
Процесс SDLC состоит из шагов, описанных выше. Но выполнить их можно по-разному. Например, одни команды разработчиков последовательно выполняют все эти действия, а другие — планируют короткие спринты, работая над реализацией нескольких функций одновременно. То есть, создать мобильное приложение можно с помощью разных моделей SDLC. Вот самые известные из них:
Каскадная модель (waterfall)
В каскадной модели все этапы создания программы следуют один за другим от анализа до релиза. Этот подход предназначен для проектов с четко определенными требованиями, фиксированным бюджетом и сроками. Этапы создания мобильного приложения в каскадной модели оговорены с клиентом и задокументированы. Поэтому результат легко предсказать. Эту модель нельзя назвать гибкой, но если все требования по проекту известны и зафиксированы, заказчик получит именно тот результат, который ожидает.
Спиральная модель
Спиральная модель — это подход к разработке с учетом всех рисков. Она объединяет в себе черты водопадной и итеративной модели. В этой модели на каждом этапе создания продукта команда оценивает все возможные решения, просчитывает риски и выбирает лучший вариант. Например, после анализа рынка создается план разработки, а потом анализируются риски. Например, команда просчитывает, возможен ли срыв сроков и как этого избежать. После создается прототип, который проверяется по требованиям, и команда снова возвращается к оценке рисков. Спиральный принцип разработки эффективен при создании больших и сложных проектов, где нужно исключить любую ошибку. В результате продукт стабилен и надежен. Еще такой подход идеален для проектов с частыми релизами.
Итеративная модель
При этом подходе команда создает продукт небольшими циклами. Упор делается на совместную работу и гибкость, каждый результат цикла согласуется с заказчиком. Такая модель позволяет быстро и эффективно разрабатывать программы. Она подходит для проектов, в которых требования размыты, поэтому команде постоянно нужно адаптироваться к изменениям и обстоятельствам.
Если выбрать неправильный подход к разработке программ, весь проект может провалиться. Поэтому важно подобрать модель создания ПО, которая будет подходить под особенности и требования проекта. Обычно в работе мы используем каскадную модель разработки. Четко выстроенные этапы разработки продукта позволяют создавать качественное и надежное приложение. Но есть проекты, которые требуют итеративного подхода — тогда перед началом работы мы меняем план разработки.
Этапы разработки мобильного приложения
SDLC — удобный подход к созданию приложений, поэтому большинство команд использует именно его. Меняются только модели разработки и детали процесса. Мы поделимся тем, как создание программы проходит в Q-Digital.
1. Планирование и подготовка 🤔
Представим, что какому-нибудь директору сети мебельных магазинов Артему Игоревичу понадобилось сделать приложение для своего бизнеса. Чтобы больше людей узнало о его продукции и заказывало кровать не вставая с дивана. Или наоборот. Он выбирает в интернете компанию-разработчика и описывает требования: нужно e-commerce-приложение для выбора и заказа мебели. Команда получает такие данные:
Функции — регистрация аккаунта, просмотр каталога, добавление товара в корзину, выбор адреса доставки на карте, покупка и чат с поддержкой.
Срок — хорошо, если уложитесь в 6 месяцев.
Тип разработки — кроссплатформенный
Команда не спешит хвататься за работу и начинать разрабатывать дизайн. Сначала специалисты оценивают объем задач, собирают бэклог, приоритезируют функции. Для разработки программы назначается проектный менеджер. Он коммуницирует с продакт-менеджером от заказчика или самим клиентом, передает требования и пожелания по проекту команде разработчиков. При подготовке проектный менеджер вместе с аналитиками изучает бизнес заказчика и его конкурентов на рынке. Например, самые известные приложения для заказа мебели с миллионными скачиваниями — IKEA, Hoff, СТОЛПЛИТ. Проджект-менеджер и аналитики оценивают логику, интерфейс, отличительные особенности их приложений. Это нужно для того, чтобы понять, как работают такие программы, что нравится и не нравится пользователям. В результате анализа команда понимает направление проекта и знает, на что можно опираться в работе.
После проджект-менеджер обсуждает с заказчиком возможности приложения, необходимость интеграций со сторонними сервисами. На основе этих данных формируется команда разработчиков. Результат этого этапа — техническое задание со всеми требованиями от заказчика, функциями и интеграциями будущего приложения, а также сроками и стоимостью каждого этапа.
Здесь и в дальнейшем команда плотно работает с заказчиком: уточняет детали, согласовывает промежуточные результаты. Так снижается риск недопониманий, и по итогу клиент получает именно то, что хочет.
2. Прототипирование и дизайн 💻
Следующий шаг — прототипирование и дизайн. На основе информации о проекте, пожеланий заказчика и референсов дизайнер создает вайрфреймы. Это планы будущих экранов с низкой детализацией. На них обозначено только расположение кнопок и других элементов, текста и изображений, без проработки. После согласования вайрфреймов с заказчиком дизайнеры делают прототип. Это интерактивная модель из нескольких экранов в цвете. Она дает понять, как будет выглядеть интерфейс приложения. Ее мы тоже показываем заказчику. Согласование прототипа — важный момент, который позволяет команде протестировать удобство дизайна и внести все правки от заказчика. На следующих этапах вносить изменения нежелательно: это будет сложнее, дольше и дороже.
Результат этого этапа — вайрфреймы и готовый прототип дизайна. Опираясь на них, дизайнеры детально прорабатывают каждый экран будущего приложения. Они отрисовывают иконки, размещают логотипы, кнопки и другие элементы, заполняют экраны контентом. Дизайн должен быть приятен для глаз и одновременно удобен в использовании. В итоге получается набор экранов, готовых для верстки.
3. Разработка и тестирование 🧑🏽💻
Эта стадия разработки включает разработку фронтенда и бэкенда, тестирование. Остановимся на них немного подробнее.
На этом этапе команда должна определиться с типом разработки. В нашем случае Артем Игоревич уже выбрал кроссплатформенную разработку. Он хочет, чтобы приложение подходило для Android и iOS одновременно. Его проект можно реализовать этим способом, поэтому разработчики будут создавать программу на кроссплатформенном фреймворке.
Готовый дизайн передается фронтенд-разработчикам для верстки. Они пишут код с использованием языка JavaScript, настраивают интерфейс так, чтобы все элементы работали правильно. Еще одна важная задача фронтендеров — проверить, чтобы интерфейс отображался правильно на разных устройствах.
Обычно при разработке фронтенда параллельно начинается работа над бэкендом — серверной частью приложения.
Бэкенд-разработчики получают техническое задание с описанием всех функций и списком необходимых интеграций со сторонними сервисами. В процессе работы программисты выстраивают внутреннюю логику приложения, прикручивают необходимые функции, формируют базы данных, разрабатывают API. Например, нашем приложении мебельного магазина должна быть функция оплаты покупки. Значит, нужна интеграция с платежным шлюзом. А еще после заказа пользователь получит e-mail с деталями заказа и чек, а об акциях ему напомнит push-уведомление. Все эти платформы тоже понадобится будет подключить к приложению. Для этого разработчики создают API — инструмент, который помогает связывать одну программу с другой.
Когда бэкенд будет готов, программисты подключат сверстанные экраны приложения и проверят, все ли работает корректно.
Следующий этап создания программы — тестирование. Как только разработчики настраивают функцию, тестировщики проверяют ее. Тестируются все возможности программы: авторизация, выбор товара, добавление и удаление из корзины, оплата. Если выявляется ошибка, приложение возвращается на доработку.
Кроме работоспособности всех функций проверяются и другие качества продукта. Например, способность выдержать большое количество пользователей одновременно. Если при возрастающей нагрузке приложение будет загружаться медленнее, это нужно исправить перед релизом.
Так как пользователи будут вводить в программе свои персональные данные и платежную информацию, они должны быть хорошо защищены. Поэтому тестировщики оценивают безопасность программы и проверяют ее на уязвимости.
Также нужно проверить, как приложение будет отображаться на разных устройствах. Наш проект — кроссплатформенный, а значит, тестировщики проверяют его на смартфонах и планшетах от множества разных производителей. Для этого специалисты пользуются эмуляторами, которые воссоздают интерфейс разных устройств и операционных систем.
Еще один важный этап в разработке новой программы — юзабилити-тестирование. Оно помогает понять, насколько программа удобна для пользователя. Специалисты смотрят, корректно ли отображаются все элементы, может ли человек вернуться на предыдущий экран, насколько интуитивно понятны переходы между экранами.
По окончанию разработки проводится финальная отладка или стабилизация приложения. Она позволяет по-максимуму снизить количество ошибок в программе, которые могут вылезти после публикации.
4. Запуск и обслуживание ✅
Приложение создано! Осталось подготовить его к публикации в магазинах App Store и Google Play Market. Для этого нужно преобразовать код в файлы. В магазин для андроид-приложений загружается файл в формате APK, а для iOS — в формате IPA. После того, как код преобразован, заказчик получает файлы, которые полностью готовы к релизу.
После публикации сервис требуется поддерживать и обновлять:
- В программе могут появиться ошибки, даже если она была тщательно протестирована. Например, всплывающее окно перестанет закрываться или раздел с каталогом товаров будет зависать при прокрутке.
- Операционные системы часто обновляются. Приложение должно быть адаптировано под изменения. А еще может понадобиться добавить или убрать функции.
У Артема Игоревича есть IT-отдел, который занимается обслуживанием интернет-магазина. Но передать задачи по обслуживанию и обновлению своим сотрудникам он не может, так как у них большая нагрузка. В таких случаях мы предлагаем услуги по поддержке приложения. Так как мы сами создавали проект, нам не надо погружаться в его особенности, изучать чужой код. Поэтому мы можем оперативно исправлять возникающие ошибки или вносить изменения.
Заключение
Мобильное приложение — классный инструмент для бизнеса, который позволяет получить больше пользователей, повысить охваты и узнаваемость вашего бренда, получить прибыль. Если вы решили заказать мобильное приложение, помните о том, что процесс работы над ним сильно зависит от особенностей проекта и команды разработчиков.
А если вам понравилось, как строим работу мы, обращайтесь за разработкой мобильного приложения в Q-Digital. Наша команда обговорит с вами все требования и создаст приложение, которым вы будете довольны. Без надоедливых вопросов и лишних согласований. Чтобы оставить заявку, свяжитесь с нами через форму обратной связи.